Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
 
Главная » 2013 » Апрель » 13 » Апробация УМК «Перспектива» в начальной школе
08:37
 

Апробация УМК «Перспектива» в начальной школе

3 Декабрь, 2010 04:36

Апробация УМК «Перспектива» в начальной школе

П Р О Г Р А М М А опытно – экспериментальной работы по теме «Апробация УМК «Перспектива» в начальной школе» (2008-2013)

Авторы программы: Алексеенко Г.П.- зам. директора по УВР, рук.кафедры нач. образования.

Рожкова З.Н.- педагог-психолог.

Азанова Н.В.- учитель. Томилова О.В.-учитель.

Социальные изменения общества, требующие от человека высокого уровня сознания и нравственной ответственности за сделанный выбор, неизбежно ставят вопрос о совершенствовании системы образования; его цель – достижение стратегических целей развития общества и государства, от которых зависит наше будущее, социальный прогресс, благосостояние и процветание нашей страны. Новые требования общества к уровню социальной, профессиональной и психологической мобильности личности, ее готовности к жизни в условиях поликультурного общества, характеризующегося высокой социальной изменчивостью, определяют приоритетные цели образования, связанные со способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию, с формированием умения учиться.

П Р О Г Р А М М А

опытно – экспериментальной работы

по теме «Апробация УМК «Перспектива» в начальной школе» (2008-2013)

Авторы программы:

Алексеенко Г.П.- зам. директора по УВР, рук.кафедры нач. образования.

Рожкова З.Н.- педагог-психолог.

Азанова Н.В.- учитель.

Томилова О.В.-учитель.

Руководитель программы:

Алексеенко Г.П.- зам. директора по УВР, рук.кафедры нач. образования.

Исполнители программы:

Рожкова З.Н.- педагог-психолог.

Азанова Н.В.- учитель.

Томилова О.В.-учитель.

2009 год

База эксперимента: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

Актуальность опытно-экспериментальных исследований

Социальные изменения общества, требующие от человека высокого уровня сознания и нравственной ответственности за сделанный выбор, неизбежно ставят вопрос о совершенствовании системы образования; его цель – достижение стратегических целей развития общества и государства, от которых зависит наше будущее, социальный прогресс, благосостояние и процветание нашей страны. Новые требования общества к уровню социальной, профессиональной и психологической мобильности личности, ее готовности к жизни в условиях поликультурного общества, характеризующегося высокой социальной изменчивостью, определяют приоритетные цели образования, связанные со способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию, с формированием умения учиться.

В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности. Главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. В связи с этим возникла необходимость разработки нового стандарта образования второго поколения.

Для реализации задач нового стандарта образования второго поколения создан учебно-методический комплект «Перспектива.

Учебно-методический комплект (УМК) «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования.

При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития.

Новый УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Комплект учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».

Приоритетным направлением УМК является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Основными задачами УМК «Перспектива» являются:

- общекультурное развитие – формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;

- личностное развитие – формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;

- познавательное развитие – развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности; - формирование учебной деятельности – формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;

- развитие коммуникативной компетентности – умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.

Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

- коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;

- умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;

- умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Основные характеристики УМК для начальной школы «Перспектива»:

- УМК в полном объеме соответствует задачам реализации Стандарта общего образования второго поколения;

- методической основой нового комплекта является системно-деятельностный подход;

- комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану;

- комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей через Интернет, пособиями для учителей для формирования надпредметных умений;

- комплект предполагает дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки;

- комплект учитывает современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, к формированию навыка здорового и безопасного образа жизни;

- в комплекте реализована новая технология конструирования учебников, которая:

1) улучшает и облегчает преподавание и усвоение предметного материала (единые методология, дизайн и система навигации);

2) позволяет родителям стать активными участниками образовательного процесса;

Объект исследования: процесс обучения учащихся 1- 4х (а,б) классов в условиях использования программы УМК «Перспектива».

Предмет исследования: формирование у обучающихся системы универсальных учебных действий (умений учиться) в соответствии с требованиями стандарта общего образования нового поколения.

Цель эксперимента: апробация учебно-методического комплекта «Перспектива» с целью определения целесообразности внедрения УМК в образовательный процесс начальной школы.

Задачи эксперимента:

  1. Определить содержание комплекта «Перспектива» на примере которого формируются УУД.

  2. Определить оптимальные методы, средства и формы обучения младших школьников, составляющие основу для формирования УУД.

  3. Проектировать содержание образования на деятельностной основе, в процессе которой происходит освоение универсальных способов деятельности.

  4. Способствовать всестороннему развитию личности ученика в процессе усвоения учебных предметов УМК «Перспектива».

Гипотеза эксперимента: Целенаправленное изучение и применение фактического материала УМК «Перспектива» с использованием оптимальных методов, средств и организационных форм обучения позволят сформировать у обучающихся универсальные способы учебной деятельности, адекватные требованиям стандарта нового поколения к результатам образования.

Это обеспечит:

- общекультурное развитие;

- личностное развитие обучающегося;

- познавательное развитие;

- сформированность умения учиться;

- развитие коммуникативной компетентности.

Формирование универсальных учебных умений на основе содержания УМК «Перспектива» создаст хорошую основу для самообучения и самообразования в средней школе.

Задача каждого учителя в ходе эксперимента заключается в том, чтобы определить достаточность предлагаемого набора средств обучения в предложенном варианте УМК, эффективность возможного использования в обучении каждого из имеющихся средств, подбор оптимальных методов, средств и организационных форм обучения.

Анализ содержания экспериментального учебного материала предполагается проводить по следующим параметрам:

  • соответствие обязательному минимуму содержания образования;

  • соответствие целям начального образования;

  • соответствие требованиям к подготовке выпускника начальной школы;

  • соответствие теоретического материала и практических упражнений, учебного и методического пособий целям преподавания;

  • соответствие методов и приемов, использованных в методическом пособии, современным технологиям;

  • организационно-методические проблемы, возникающие в ходе эксперимента и способы их решения.

В ходе эксперимента предполагается:

2. Определить целесообразность внедрения УМК в образовательный процесс начальной школы по критериям:

- на сколько УМК опирается на теоретические основы преподаваемого предмета;

- определены ли место и роль предмета в системе школьного образования;

- соблюдена ли преемственность в употреблении научной терминологии;

- сбалансировано ли в УМК соотношение теоретического и практического материалов;

- оценка уровня сложности материала учебного пособия в целом: простота, логика, аргументированность изложения;

- насколько УМК учитывает новые технологии обучения;

- содержит ли УМК в целом материал, способствующий формированию универсальных учебных действий;

- насколько оптимальны предусмотренные УМК методы, средства и организационные формы обучения предмету;

- позволяет ли УМК в целом использовать все разнообразие типов уроков и других форм занятий;

- наличие и достаточность в УМК в целом материалов, способствующих развитию воспитательного потенциала учащихся:

1. социально значимых качеств личности обучающихся;

2. сознательной дисциплины и общей культуры учащихся.

I этап – констатирующий (сентябрь 2008 – май 2009г.)

Ознакомительно - подготовительный.

II этап (сентябрь – октябрь 2009 г.)

Цель:

1. Определить уровень личностного развития обучающихся.

2. Определить уровень предлагаемого набора средств обучения в имеющемся УМК, эффективность возможного использования в обучении каждого из имеющихся средств.

Мероприятия:

1. Проведение входной диагностики.

2. Статистическая обработка результатов входной диагностики.

3. Сравнительный анализ полученных результатов по классам (экспериментальной и контрольной).

4. Анализ имеющихся средств обучения.

Оформление результатов:

1. Анализ диагностических материалов – основа мониторинговых исследований по программе работы с учащимися в рамках эксперимента

2. Оформление протокола заседания рабочей группы.

III этап – формирующий (сентябрь 2009г. – май 2013г.)

Задачи:

1. Создать условия для общекультурного развития обучающихся:

- формирование целостной картины мира на основе интеграции культурного опыта, отраженного в разных формах культуры и разных формах познания мира.

2. Создать условия для личностного развития обучающихся:

- формирование морально-нравственных основ личности, определяющих отношение учащегося к социальному миру, миру природы и самому себе.

3. Способствовать познавательному развитию обучающихся:

- развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и с системой ценностей учащихся; формирование готовности к действиям в нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности.

4.Создать условия для развития способности «уметь учиться»:

- самостоятельно осваивать новые знания и умения, включая организацию усвоения, способность к самосовершенствованию.

5. Способствовать коммуникативному развитию школьников:

- развитие умения общаться, предполагающего организацию и осуществление совместной деятельности, межличностного восприятия для успешного решения различного рода задач и обмена информацией.

Мероприятия:

Реализация программы в экспериментальных группах

I. Деятельность учителя, педагога-психолога и учащихся:

1. Классно-урочные занятия:

а) традиционные уроки,

б) школьные лекции,

в) семинары,

г) нетрадиционные уроки (урок-путешествие, урок-экскурсия, инсценированный урок, урок защиты проектов и др.)

2. Экскурсии

3. Исследовательская, проектная деятельность учащихся.

4. Участие в предметных олимпиадах школьников.

5. Адекватное психологическое сопровождение.

II. Деятельность педагогов, научных консультантов:

1. Диагностические мероприятия:

а) тематические и контрольные срезы знаний учащихся;

б) анкетирование учащихся и учителей.

2. Мониторинговые исследования:

а) сформированности уровня знаний по предмету;

б) сформированности умений и навыков анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, развития навыков самообучения;

в) сформированности начальных навыков исследовательской деятельности

г) личностного развития.

3. Разработка и экспертиза дидактических материалов.

4. Создание и экспертиза дидактических электронных материалов.

Оформление результатов:

1. Заполнение индивидуальных карт учащихся.

2. Анализ диагностических материалов – основа мониторинговых исследований.

3. Отчет (по годам).

4. Обобщение и распространение опыта: ГМО, педчтения, НПК, Интернет-форум, конференции.

Просмотров: 900 | Добавил: suposte | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

[ Архив записей ]

[ Друзья сайта ]
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz