3 Декабрь, 2010 04:36
Апробация УМК «Перспектива» в начальной школе
П Р О Г Р А М М А опытно – экспериментальной работы по теме «Апробация УМК «Перспектива» в начальной школе» (2008-2013)
Авторы программы: Алексеенко Г.П.- зам. директора по УВР, рук.кафедры нач. образования.
Рожкова З.Н.- педагог-психолог.
Азанова Н.В.- учитель. Томилова О.В.-учитель.
Социальные изменения общества, требующие от человека высокого уровня сознания и нравственной ответственности за сделанный выбор, неизбежно ставят вопрос о совершенствовании системы образования; его цель – достижение стратегических целей развития общества и государства, от которых зависит наше будущее, социальный прогресс, благосостояние и процветание нашей страны. Новые требования общества к уровню социальной, профессиональной и психологической мобильности личности, ее готовности к жизни в условиях поликультурного общества, характеризующегося высокой социальной изменчивостью, определяют приоритетные цели образования, связанные со способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию, с формированием умения учиться.
П Р О Г Р А М М А
опытно – экспериментальной работы
по теме «Апробация УМК «Перспектива» в начальной школе» (2008-2013)
Авторы программы:
Алексеенко Г.П.- зам. директора по УВР, рук.кафедры нач. образования.
Рожкова З.Н.- педагог-психолог.
Азанова Н.В.- учитель.
Томилова О.В.-учитель.
Руководитель программы:
Алексеенко Г.П.- зам. директора по УВР, рук.кафедры нач. образования.
Исполнители программы:
Рожкова З.Н.- педагог-психолог.
Азанова Н.В.- учитель.
Томилова О.В.-учитель.
2009 год
База эксперимента: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
Актуальность опытно-экспериментальных исследований
Социальные изменения общества, требующие от человека высокого уровня сознания и нравственной ответственности за сделанный выбор, неизбежно ставят вопрос о совершенствовании системы образования; его цель – достижение стратегических целей развития общества и государства, от которых зависит наше будущее, социальный прогресс, благосостояние и процветание нашей страны. Новые требования общества к уровню социальной, профессиональной и психологической мобильности личности, ее готовности к жизни в условиях поликультурного общества, характеризующегося высокой социальной изменчивостью, определяют приоритетные цели образования, связанные со способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию, с формированием умения учиться.
В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности. Главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. В связи с этим возникла необходимость разработки нового стандарта образования второго поколения.
Для реализации задач нового стандарта образования второго поколения создан учебно-методический комплект «Перспектива.
Учебно-методический комплект (УМК) «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования.
При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития.
Новый УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Комплект учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».
Приоритетным направлением УМК является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Основными задачами УМК «Перспектива» являются:
- общекультурное развитие – формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;
- личностное развитие – формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
- познавательное развитие – развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности; - формирование учебной деятельности – формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;
- развитие коммуникативной компетентности – умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.
Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:
- коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
- умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
- умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Основные характеристики УМК для начальной школы «Перспектива»:
- УМК в полном объеме соответствует задачам реализации Стандарта общего образования второго поколения;
- методической основой нового комплекта является системно-деятельностный подход;
- комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану;
- комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей через Интернет, пособиями для учителей для формирования надпредметных умений;
- комплект предполагает дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки;
- комплект учитывает современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, к формированию навыка здорового и безопасного образа жизни;
- в комплекте реализована новая технология конструирования учебников, которая:
1) улучшает и облегчает преподавание и усвоение предметного материала (единые методология, дизайн и система навигации);
2) позволяет родителям стать активными участниками образовательного процесса;
Объект исследования: процесс обучения учащихся 1- 4х (а,б) классов в условиях использования программы УМК «Перспектива».
Предмет исследования: формирование у обучающихся системы универсальных учебных действий (умений учиться) в соответствии с требованиями стандарта общего образования нового поколения.
Цель эксперимента: апробация учебно-методического комплекта «Перспектива» с целью определения целесообразности внедрения УМК в образовательный процесс начальной школы.
Задачи эксперимента:
-
Определить содержание комплекта «Перспектива» на примере которого формируются УУД.
-
Определить оптимальные методы, средства и формы обучения младших школьников, составляющие основу для формирования УУД.
-
Проектировать содержание образования на деятельностной основе, в процессе которой происходит освоение универсальных способов деятельности.
-
Способствовать всестороннему развитию личности ученика в процессе усвоения учебных предметов УМК «Перспектива».
Гипотеза эксперимента: Целенаправленное изучение и применение фактического материала УМК «Перспектива» с использованием оптимальных методов, средств и организационных форм обучения позволят сформировать у обучающихся универсальные способы учебной деятельности, адекватные требованиям стандарта нового поколения к результатам образования.
Это обеспечит:
- общекультурное развитие;
- личностное развитие обучающегося;
- познавательное развитие;
- сформированность умения учиться;
- развитие коммуникативной компетентности.
Формирование универсальных учебных умений на основе содержания УМК «Перспектива» создаст хорошую основу для самообучения и самообразования в средней школе.
Задача каждого учителя в ходе эксперимента заключается в том, чтобы определить достаточность предлагаемого набора средств обучения в предложенном варианте УМК, эффективность возможного использования в обучении каждого из имеющихся средств, подбор оптимальных методов, средств и организационных форм обучения.
Анализ содержания экспериментального учебного материала предполагается проводить по следующим параметрам:
-
соответствие обязательному минимуму содержания образования;
-
соответствие целям начального образования;
-
соответствие требованиям к подготовке выпускника начальной школы;
-
соответствие теоретического материала и практических упражнений, учебного и методического пособий целям преподавания;
-
соответствие методов и приемов, использованных в методическом пособии, современным технологиям;
-
организационно-методические проблемы, возникающие в ходе эксперимента и способы их решения.
В ходе эксперимента предполагается:
2. Определить целесообразность внедрения УМК в образовательный процесс начальной школы по критериям:
- на сколько УМК опирается на теоретические основы преподаваемого предмета;
- определены ли место и роль предмета в системе школьного образования;
- соблюдена ли преемственность в употреблении научной терминологии;
- сбалансировано ли в УМК соотношение теоретического и практического материалов;
- оценка уровня сложности материала учебного пособия в целом: простота, логика, аргументированность изложения;
- насколько УМК учитывает новые технологии обучения;
- содержит ли УМК в целом материал, способствующий формированию универсальных учебных действий;
- насколько оптимальны предусмотренные УМК методы, средства и организационные формы обучения предмету;
- позволяет ли УМК в целом использовать все разнообразие типов уроков и других форм занятий;
- наличие и достаточность в УМК в целом материалов, способствующих развитию воспитательного потенциала учащихся:
1. социально значимых качеств личности обучающихся;
2. сознательной дисциплины и общей культуры учащихся.
I этап – констатирующий (сентябрь 2008 – май 2009г.)
Ознакомительно - подготовительный.
II этап (сентябрь – октябрь 2009 г.)
Цель:
1. Определить уровень личностного развития обучающихся.
2. Определить уровень предлагаемого набора средств обучения в имеющемся УМК, эффективность возможного использования в обучении каждого из имеющихся средств.
Мероприятия:
1. Проведение входной диагностики.
2. Статистическая обработка результатов входной диагностики.
3. Сравнительный анализ полученных результатов по классам (экспериментальной и контрольной).
4. Анализ имеющихся средств обучения.
Оформление результатов:
1. Анализ диагностических материалов – основа мониторинговых исследований по программе работы с учащимися в рамках эксперимента
2. Оформление протокола заседания рабочей группы.
III этап – формирующий (сентябрь 2009г. – май 2013г.)
Задачи:
1. Создать условия для общекультурного развития обучающихся:
- формирование целостной картины мира на основе интеграции культурного опыта, отраженного в разных формах культуры и разных формах познания мира.
2. Создать условия для личностного развития обучающихся:
- формирование морально-нравственных основ личности, определяющих отношение учащегося к социальному миру, миру природы и самому себе.
3. Способствовать познавательному развитию обучающихся:
- развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и с системой ценностей учащихся; формирование готовности к действиям в нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности.
4.Создать условия для развития способности «уметь учиться»:
- самостоятельно осваивать новые знания и умения, включая организацию усвоения, способность к самосовершенствованию.
5. Способствовать коммуникативному развитию школьников:
- развитие умения общаться, предполагающего организацию и осуществление совместной деятельности, межличностного восприятия для успешного решения различного рода задач и обмена информацией.
Мероприятия:
Реализация программы в экспериментальных группах
I. Деятельность учителя, педагога-психолога и учащихся:
1. Классно-урочные занятия:
а) традиционные уроки,
б) школьные лекции,
в) семинары,
г) нетрадиционные уроки (урок-путешествие, урок-экскурсия, инсценированный урок, урок защиты проектов и др.)
2. Экскурсии
3. Исследовательская, проектная деятельность учащихся.
4. Участие в предметных олимпиадах школьников.
5. Адекватное психологическое сопровождение.
II. Деятельность педагогов, научных консультантов:
1. Диагностические мероприятия:
а) тематические и контрольные срезы знаний учащихся;
б) анкетирование учащихся и учителей.
2. Мониторинговые исследования:
а) сформированности уровня знаний по предмету;
б) сформированности умений и навыков анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, развития навыков самообучения;
в) сформированности начальных навыков исследовательской деятельности
г) личностного развития.
3. Разработка и экспертиза дидактических материалов.
4. Создание и экспертиза дидактических электронных материалов.
Оформление результатов:
1. Заполнение индивидуальных карт учащихся.
2. Анализ диагностических материалов – основа мониторинговых исследований.
3. Отчет (по годам).
4. Обобщение и распространение опыта: ГМО, педчтения, НПК, Интернет-форум, конференции.