Сценарий урока окружающего мира с использованием ИКТ
Класс: 1 «Б».
Система учебников (УМК): «Перспектива».
Автор учебника: Плешаков («Окружающий мир»).
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №1937.
Учитель: Галкина Елена Николаевна
Тема урока «Создание плаката «Берегите природу!» в программе ПервоЛого»
Тип урока: рефлексия
Цель урока: формирование у обучающихся способностей обобщать и
систематизировать предметное содержание.
Задачи урока:
- Формировать способности обучающихся обобщать знания по изученной теме «Охрана природы»;
- Формировать способность включать приобретенные знания в систему понятий по разделу «Родная страна», устанавливать причинно-следственные связи;
- Отрабатывать навык работы обучающихся в программе «ПервоЛого»;
- Развивать коммуникативные навыки при выполнении совместной работы.
Основные этапы урока:
- Мотивация к деятельности
- Актуализация знаний
- Постановка цели и темы урока через побуждающий диалог.
- Составление плана выполнения работы в виде алгоритма с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа .
- Включение в систему знаний и повторение.
- Итог урока.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные : общеучебные универсальные действия (структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символические действия при использовании ИКТ);
регулятивные: постановка задачи, составление плана и последовательности действий;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: групповая.
Предполагаемый контроль и система оценки: самооценка учебной деятельности на уроке.
Планируемый результат :готовый продукт- интерактивный плакат.
Использованное оборудование (в т.ч. ИКТ-оборудование):
- компьютеры;
- карточки –понятия: звери, птицы, насекомые, рыбы, растения.
- карточки- названия растений и животных– на доске
- план работы –АЛГОРИТМ (на карточках)- на доске перевернуть;
- задания для работы в группах (рисунки по теме «Охрана природы»;
- цель и тема урока (на доске закрыты);
- пословица для мотивации (на доске);
- алгоритм –карточки для индивидуальной работы.
Образцы демонстрационного и раздаточного материала:
-карточки с рисунками и пословицами для работы в группах:
Растение - мало леса - береги, нет леса - посади.
Много леса - не губи, они отплатят тебе добром летом.
Покорми птиц зимой, земли украшение.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание и т.д.
Деятельность учащихся
1
Мотивация к деятельности
Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный прцесс.
- Прочтите пословицу( Ученье везде найдёт примененье)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?(те знания, которые мы приобретаем помогут нам в жизни, в сложных ситуациях, в решении задач..)
Читают пословицу
на доске.
Те знания, которые мы приобретаем помогут нам в жизни, в сложных ситуациях, в решении задач.
2
Актуализация знаний
Организация повторения тематического материала. Необходимого для создания практической части работы.
- Давайте посмотрим ,как вы умеете извлекать пользу из полученных знаний.
- Послушайте стихотворение и скажите, о чём идёт речь?
- На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
- Как же нужно относиться к природе?
Не засорять воздух и воду вредными веществами. Находясь в лесу, внимательно относиться к окружающей природе: не рвать зря больших букетов, не вытаптывать растения, не ломать ветки, осторожно и аккуратно собирать грибы и ягоды в лесу .Не разводить костры.
Организация групповой работы учащихся.
Работа в группах.
- Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах.
- Вспомните правила работы в группе.
- Объединитесь.
- Надо выбрать из предложенных картинок только те, которые относятся к охране природы.
- Каждая группа получит свои карточки.
-Внимательно рассмотрите карточки.
- Время на выполнение 2 минуты.
- Представители от каждой группы обоснуйте свой выбор.
- В группе должен быть ответственный.
- Один говорит- другие слушают.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял, переспроси.
- Работать должен каждый на общий результат.
Работа в группах.
Представители от каждой группы обясняют свой выбор.
3
Постановка цели и темы урока через побуждающий диалог
Постановка цели и темы урока через подводящий диалог.
- Как же мы можем помочь природе?
- Все ли люди относятся бережно к природе?
- А как же объяснить людям, что нужно беречь природу? Что мы можем с вами сделать?
- Какая цель нашего урока?
- В какой программе будем работать?
- Тема нашего урока « Создание плаката «Берегите природу!» в программе ПервоЛого».
( учитель открывает ТЕМУ на доске)
Посадить деревья, смастерить кормушки, покормить зимой птиц и зверей и т.д.
Нет, не все.
Создать плакат, нарисовать на компьютере.
Нарисовать плакат.
ПервоЛого.
4
Составление плана выполнения работы в виде алгоритма с проговариванием во внешней речи
Организовать подводящий диалог, результатом которого является пошаговое восстановление алгоритма (фронтально с проговариванием во внешней речи).
- Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадки могут вам пригодиться для создания вашего плаката.
С цветка легко вспорхнет она,
Лишь только расцветет весна.
Два крылышка – два лепестка
Сама – подобие цветка. (Бабочка)
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок. Белые реснички. (Ромашка)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы — зеленые… (Лягушки)
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ... (птицы)
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю, крылья есть – не летаю.( Рыба)
Лесом катится клубок,
у него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. ( Ёж)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение)
- Молодцы!
- Работать будем по алгоритму.
- Работать будем по алгоритму (шаги алгоритма на доске перевёрнуты)
- С чего начнём работу?
- Выполните эти шаги, время работы 5 минут.
- С чего начнём работу в ПервоЛого?
- Сделаем надпись « Берегите природу!»
- Какой цвет выберем? Почему?
(Учитель все действия выполняет вместе с детьми, с показом на экране.)
- Какая программа нам может понадобиться в ПервоЛого, если нет в формах тех объектов, которые вам нужны? Почему?
- Эти шаги будем комментировать.
Включить компьютер, ввести пароль, открыть ПервоЛого .
Создадим фон.
Дети комментируют свои действия.
(текст, размер 35, цвет красный, заглавная буква, точка в конце, прозрачность, подвинуть на середину строки сверху плаката)
.
«Рисовалка» - фигурки.
Чтобы с помощью черепашки можно было выполнять разные команды.
5
Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь учащимся.
Выполнение работы на применение способов действий по алгоритму.
Продолжение работы по алгоритму.
Посмотрим ваши работы ( встать, показать гостям, выйти к доске, посмотреть, вернуться на место).
- Какие шаги необходимы по завершению работы?
Сохранить работу (альбом, сохрани как Берегите природу, рабочий стол, сохрани)
Перенести на флешку.
Положить в папку.
Выключить компьютер.
ФИЗМИНУТКА
6
Включение в систему знаний и повторение
Организация групповой работы учащихся.
Работа в группах.
- Какую работу выполнили?
- Кому может понадобиться этот плакат?
- Сейчас вам предстоит составить пословицы о природе.
( Растение - земли украшение.
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.)
- Работать будете В ГРУППАХ.
- Вспомните правила работы в группе.
- Объединитесь.
-Вам надо найти части пословиц и соединить их.
- Время работы -5 минут.
- Представители, выходите к доске для проверки вашей работы.
О чём нам говорят пословицы?
Создали плакат.
Ученикам при изучении темы «Охрана природы».
- В группе должен быть ответственный.
- Один говорит- другие слушают.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял, переспроси.
- Работать должен каждый на общий результат.
Работают в группах.
Представители читают у доски.
Без растений земля была бы скучной, безжизненной;
лес –это богатство природы и его надо беречь;
чтобы услышать пение птиц –зимой их надо подкормить.
.
7
Итог урока.
Организация фиксации степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- Какая была цель урока?
- Вы её достигли?
- Оцените свою работу на уроке сигнальной карточкой.
Если вы довольны своим результатом, справились с самостоятельной работой и, работая над пословицами, узнали новую информацию, то покажите весёлого смайлика.
Если вы не смогли выполнить самостоятельную работу и остались вопросы, то покажите задумчивого смайлика.
Учитель даёт сигнал.
Создание плаката «Берегите природу!».
Да, мы создали плакат
Дети поднимают карточки.
( Тем, кто поднял задумчивого смайлика, предложить сформулировать своё затруднение. Учитель предлагает этим детям алгоритм в печатном виде. Он поможет в работе над ошибками).
- Спасибо за работу! Урок окончен.