Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
 
Главная » 2014 » Февраль » 13 » Обучение грамоте
03:13
 

Обучение грамоте

Главная страница / Отзывы

Обучение грамоте

Румянцева О.А., учитель начальных классов
МОУ «Гимназия» гор. Арзамаса

Учебное пособие «Азбука» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой предназначено для обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе. Методическая концепция авторов полностью реализуется в содержании учебника, его структуре, подборе материала, организации учебной деятельности – введены коммуникативно-речевые ситуации, показывающие детям разнообразный мир общения.
К несомненным преимуществам пособия «Азбука» следует отнести:

  • Систематическая, целенаправленная работа над лексикой, которая формирует у детей внимание и уважение к слову, прививает интерес и любовь к родному языку.
  • Наличие в содержании упражнений для развития фонематического слуха. Они закладывают основу грамотного письма, предупреждают появление ошибок на пропуск, вставку и замену букв.
  • Наличие в содержании большого количества разнообразных заданий на развитие мыслительных способностей младших школьников.
  • Наличие пособия «Читалочка» Л.Ф.Климановой, которое предназначено для совершенствования навыка чтения, индивидуальной работы с детьми. Кроме того, это пособие продолжает и углубляет лексическую работу, развивает коммуникативные навыки учащихся и их мыслительные способности.

Соловьева М. Н., учитель начальных классов
школы № 213 гор. Санкт-Петербурга

Что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребенка.

Обязательный минимум содержания образовательных программ предъявляет высокие требования к речевому развитию современного школьника. Работая по учебникам УМК «Перспектива», можно реально добиться высоких результатов в этой области.

Учебники УМК «Перспектива» прививают интерес к русскому языку, раскрывают секреты его «оживления», вводят в мир науки о языке, помогают ощутить его, как стройную и гармоничную систему, приобщают ребят к искусству слова, помогают младшему школьнику понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка.

Данный УМК отличает новый, нестандартный способ организации речевой творческой деятельности – обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе.

Практически на каждом уроке создается коммуникативно-речевая ситуация, позволяющая вступать в сотрудничество со своими сверстниками и со взрослыми, что позволяет организовать постоянную речевую деятельность учащихся. Так, уже на самом первом уроке «Давайте познакомимся!» авторы Азбуки Л.Ф. Климанова и С. Г. Макеева создают коммуникативно-речевую ситуацию на основе ярких занимательных иллюстраций, которая вызвала у первоклассников горячее желание рассказать о своих любимых занятиях, побудила интерес выслушать выступления других ребят.

В первом классе закладываются основы речевого навыка: именно здесь маленькие ученики впервые сталкиваются с литературным языком, с его письменным вариантом, с необходимостью совершенствовать свою речь.

В развитии речи по программе УМК «Перспектива» выделяется 3 линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Работая над словом на каждом уроке, прослеживается стройная методическая система по изучению слова с разных сторон: смысловой (лексической), звуковой и графической и оно выступает как составной элемент предложения.

Содержание Азбуки Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи детей, она знакомит с увлекательным, развивающим, специально подобранным литературно-художественном материалом – мудрыми текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями. Ее удачно отличает введение в теорию литературы через сравнение жанров, авторов, текстов, сравнение текстов по стилевым особенностям, а также хорошее полиграфическое исполнение, широкое использование ярких иллюстраций.

На каждом уроке по Прописям «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит» проводится большая интеллектуальная аналитическая работа, которая предупреждает совершение речевых ошибок. Ни одно задание и упражнение не носит односторонний характер, они обучающие, развивающие, познавательные и воспитывающие.
Удачное сочетание традиций и новаторства в учебниках УМК «Перспектива» дают сегодня возможность покорить современного учителя, взбудоражить его творческую мысль и воображение, удовлетворить строгие методические запросы взыскательной учительской аудитории.

Белянкова Н.М., доцент, методист
по сопровождению апробации комплекта
«Перспектива» в гор. Арзамасе

Учебник

Учебник «Азбука» для 1 класса Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой составлен в лучших традициях отечественной букваристики.
Как и в большинстве современных азбук, обучение в данном учебнике делится на добукварный, букварный и послебукварный периоды (авторами они названы как подготовительный, основной и обобщающий периоды).

В подготовительном периоде «Азбуки» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой закладывается основной принцип обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, которая, по мнению авторов, с одной стороны, вводит детей в мир общения, дает ребенку представление о речевой ситуации и роли слова в общении, а с другой стороны – ставит слово как основную единицу языка в эпицентр развития мышления и речи детей.

Cодержание первого (добукварного) раздела отражает подлинно новаторский характер «Азбуки» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой в сравнении с построением аналогичных разделов в азбуках других дидактических систем. При этом внимание к смысловой и коммуникативной стороне речи не наносит ущерба, а наоборот, способствует более глубокому постижению детьми традиционных для этого раздела понятий об элементах звучащей речи, подготавливающих к усвоению передачи ее с помощью букв, способствует развитию устной речи и фонематического слуха.

Основной раздел «Азбуки» построен более традиционно в плане порядка знакомства детей с буквами: вначале даются буквы для обозначения нейотированных гласных АОУЫИЭ, затем буквы для обозначения согласных в зависимости от их частотности и, под конец, буквы для обозначения йотированных гласных Е,Ё,Ю,Я и наиболее редко встречающиеся буквы Х,Ц,Ч,Щ. Такой порядок подачи букв характерен для русской букваристики и является наиболее рациональным.

В данной «Азбуке» в качестве основного метода обучения чтению избран разработанный еще К.Д.Ушинским и активно используемый авторами практически всех принятых в современной начальной школе азбук аналитико-синтетический метод.

Авторы при рассмотрении понятия о слоге отказались от классификации слогов (слоги-слияния, буквы вне слияний, открытые, закрытые слоги и т.д.) При этом сохраняется классификация согласных по твердости-мягкости и выявление их оппозиции на модели не только слога, но и целого слова (мышка – мишка, кот – кит, мел – мэр, лом – лен, нос – нес). То же самое можно сказать и об оппозиции звонких и глухих согласных (гора – кора, зуб – суп, том – дом, шил – жил). Результаты рассмотрения этих оппозиций заносятся в таблички «Узелки на память» (с.77, 91, 108-109 в I части и с.22-23, 44-45, 68-69 во II части). В целом эти таблички напоминают аналогичные в «Русской азбуке».

Упражнения аналитико-синтетического типа, используемые в «Азбуке», богаты и разнообразны: составление и чтение слогов типа СГ – ГС, перестановки и замены букв, показывающие их смыслоразличительную функцию (осы – оси – усы, ноты – нити – тина, гора – кора, икра – игра, составление слов из изучаемых букв по схемам и рисункам. Широко используются и игровые методы: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, составление слов из «лото» слогов.

Характерной особенностью учебника является то, что постоянно, целенаправленно, но не навязчиво проводится лексическая работа над омонимами (лук – лук), омоформами (мыли ли – мылили), омографами (зaмок – замoк), омонимией корней (гусь – гусыня – гусеница), многозначностью (иголки у ели, ежа и швейные), тематическими группами слов (галка – сорока – иволга, астра – ирис – примула, сурок – суслик - крыса), антонимами (легко – трудно), гнездами однокоренных слов (снег – снежок – снежки – снежинки), фразеологизмами (зима на носу, заруби себе на носу). Интересной особенностью основного раздела азбуки является то, что он заканчивается повторным обращением к вопросам семиотики, что называется, на новом «витке спирали», после изучения буквенного состава русского языка, что позволяет детям уже осмысленно воспринять вывод о том, что буква является значком звука, а слово – знаком явления действительности.

Уделено внимание и изучению орфографии. Традиционно в период обучения грамоте дается правописание заглавных букв в начале предложения и в именах собственных, правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Этот материал представлен и в данном учебнике.

Слова и тексты, используемые в качестве иллюстративного и тренировочного материала в основном разделе азбуки, не вызывают возражений: они доступны для восприятия первоклассниками, в меру шутливы, но и в меру серьезны, нет преобладания «развлекаловки». Широко используются русские пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, тексты русской классической детской литературы.

Как и в большинстве современных азбук и букварей, авторы учитывают тот факт, что дети в 1 класс приходят с разной степенью подготовленностью к школе. Поэтому для детей, уже умеющих читать, в подготовительном и основном разделах помещены тексты для чтения, чтобы они не утратили интереса к учебе, а если класс в целом «продвинутый» (например, в школах так называемого повышенного уровня образования), то в методическом пособии предусмотрено ускоренное изучение букв с более углубленной работой над прописями, т.к. обычно даже хорошо читающие дети приходят в школу, не умея писать.

В послебукварном периоде детям предлагаются для чтения образцы русского фольклора (пословицы, загадки, присказки, считалки, сказки), классические произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.А.Фета, В.Майкова, К.Д.Ушинского, произведения поэтов и прозаиков ХХ века – С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса, Б.Заходера, В.Берестова, И.Токмаковой, Н.Матвеевой и др. и научно-популярные статьи В.Бианки, Н.Сладкова и А.Плешакова. Интересным является повторное обращение к семиотике: детям предлагается понаблюдать, как одно и то же явление природы может быть отражено в научной статье, картине художника, музыкальном произведении и в стихотворении. Не забыта и работа над словом: детям предлагается подумать над тем, почему так названы жук-носорог, рыба-пила.

Таким образом, этот учебник является дальнейшим развитием теории и практики российской букваристики в русле концепции линии УМК «Перспектива» и новых подходов к обучению, предлагаемых Концепцией Госстандарта общего образования второго поколения.

Новизна заключается не только в усилении внимания к вопросам общения, к лексической стороне слова и к вопросам семиотики, но и в наличии так называемого «шлейфа», то есть дополнительных учебных пособий. Кроме традиционных прописей и методического пособия для учителя, входит еще сборник дидактических материалов «Читалочка».

В то же время авторы постарались сохранить в своем учебнике лучшие достижения отечественной букваристики: расположение букв в порядке их частотности, таблицы оппозиции букв для обозначения гласных и букв для обозначения согласных, развитие фонематического слуха, внимание к смыслоразличительной роли фонем, аналитико-синтетический метод обучения чтению, интеграцию письма и чтения в период обучения грамоте, учет разного уровня подготовленности учащихся, внимание к орфографической стороне, к формированию красивого почерка и прекрасный подбор иллюстративного материала и текстов.
Такое сочетание новизны и следования традициям делает учебник «Азбука» стройным, цельным и гармоничным.

Прописи

Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» (авторы Л.Ф.Климанова, В.И.Романина, Л.Н.Борейко) предназначена для работы в добукварный период, прописи 2 и 3 «Мой алфавит» (автор Л.Ф.Климанова) – в букварный и пропись 4 «Пишу красиво» (авторы Л.Ф.Климанова и Л.Я.Желтовская) – в послебукварный период.

Особый интерес представляет пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая предназначена для тренировки мелкой моторики руки и глазомера в качестве подготовительных упражнений к написанию букв. Здесь собраны все необходимые виды работы: разнообразные штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, разномерная, разнонаправленная, ломаная), рисование геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов, овалов, дуг), рисование обобщенных абрисов предметов (домиков, снеговиков, мышек, жуков и т.д.), обводка и раскрашивание рисунков, выписывание элементов печатных букв. Но, кроме этой, чисто утилитарной, функции, прописи способствуют развитию пространственного и временного восприятия окружающего мира. Дети должны поразмышлять над понятиями: что такое центр квадрата и круга, какой предмет больше, а какой меньше, какой путь длиннее, а какой короче, где находится направление вправо, а где влево, какие предметы сходны между собой, а какие различаются. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, группировать, разграничивать, практически знакомятся с понятием множества и его элементами. Подобные же сведения даются и в дочисловом периоде учебника математики Г.В.Дорофеева и Т.Н.Мираковой, что позволяет учителю организовать интегрированное обучение в первые же дни ребенка в школе, то есть практически реализовать одну из основополагающих идей Концепции «Перспективы». И что еще более ценно – это то, что материал прописей «Рисуй, думай, рассказывай» тесно связан с жизнью и бытом современного ребенка. Это не только мир сказок, привычных детям с дошкольного возраста, не только игрушки, домашние и дикие животные и птицы, домашняя утварь и спортивное снаряжение, но и компьютер (с.21), пылесос (с. 26-27), шорты (с.29), электрочайник (с.7), электрический утюг (с.7, 30), фотоаппарат (с.30), одеяло в технике «пэчворк» (с.49). В сознании ребенка мир его дома не отделяется от мира школы. Эта мысль перекликается с одной из основных идей учебника «Окружающий мир» А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой. Более того, в прописи и в учебнике по окружающему миру есть ряд общих тем: быт дома (с.7, 13, 26, 27, 45, 48 - прописи), животные зоопарка (с.9, 60), мир животных (с.15), жизнь леса и луга (с.18, 30, 31, 31, 33, 36), спорт (с.40, 41, 56), прогулки по парку и городу (50, 51). Как мы видим, пропись «Рисуй, думай, рассказывай» весьма удачно вписана в систему уроков УМК «Перспектива».

Прописи «Мой алфавит» в двух частях также содержат ряд интересных находок. Учитывая большую трудоемкость процесса письма для первоклассников, автор вводит игровые моменты: ребусы, разделы «Загадки слов», метатезы (составление слов с помощью перестановки слогов), дописывание «потерянных» элементов букв, «буквенная мозаика» (составление букв из разрозненных элементов), чайнворды, раскраски.

Большое внимание уделяется разнообразной работе со звуко-буквенными схемами слов. Не забыта и лексика: даны упражнения по определению многозначности слов, омонимов, по составлению тематических групп слов. Достаточно часто даются упражнения по развитию речи: составление предложений и текстов с включением изучаемых слов.

Прописи «Пишу красиво» предназначена для дальнейшей отработки навыков каллиграфии. Задания по написанию значительно усложняются. Это написание целых фраз, пословиц, ответов на вопросы, рассказов. На заключительных уроках это написание записок и писем, то есть практическое усвоение такого коммуникативно-ориентированного жанра, как эпистолярный.

«Читалочка»

Сборник дидактических материалов «Читалочка» включает в себя разнообразные упражнения по отработке навыков чтения. Он призван заинтересовать первоклассников, приохотить их к процессу чтения, что весьма немаловажно в современных условиях, когда дети почти перестали читать книги. В «Читалочке» собран огромный дидактический материал занимательного характера: шуточные стихи, чайнворды, кроссворды, скороговорки, пословицы, поговорки. В шуточной форме, легко, занимательно проводится огромная работа над пониманием сущности однокоренных слов, над ролью аллитерации в поэзии, над тематическими группами слов, подбором рифмующихся слов, усвоением орфоэпических норм.

УМК по обучению грамоте в процессе апробации доказал свою эффективность. Дети, пришедшие в гимназию, в ходе дошкольной подготовки в «Школе будущего первоклассника» при гимназии, в целом неплохо умели читать, но писать их не учили. В первом классе учитель-экспериментатор Румянцева О.А. большое внимание уделила именно обучению письму. При обучении чтению активно использовалась «Читалочка». В результате такого комплексного подхода с использованием всех дополнительных пособий из «шлейфа» азбуки дети экспериментального класса не только бегло читали, но и достаточно быстро, красиво и аккуратно писали. Это было особенно видно на их листах итогового контроля.

Учителя, посещавшие открытые уроки Румянцевой О.А., высоко оценили не только саму «Азбуку», но и дополнительные пособия из «шлейфа».

Просмотров: 3969 | Добавил: suposte | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

[ Архив записей ]

[ Друзья сайта ]
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz