Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
 
Главная » 2013 » Август » 9 » Учебно-методический комплекс для студентов днев�
07:34
 

Учебно-методический комплекс для студентов днев�



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ»


Кафедра культурологии





Т Е О Р И Я

К У Л Ь Т У Р Ы


Учебно-методический комплекс

для студентов дневного и заочного отделений

специальности «Культурология»

социально-гуманитарного факультета


Уфа 2008


Утверждено кафедрой культурологии

Башгоспедуниверситета им. М.Акмуллы


Теория культуры: Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности «Культурология» социально-гуманитарного факультета. -Уфа,2008. - 33 с.


Составитель: кандидат философских и доктор педагогических наук,

профессор В.Л.Бенин;


Рецензенты: А.С.Верещагин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и культурологии УГНТУ;

В.В.Власенко, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии БГПУ им. М.Акмуллы


© Бенин В.Л., 2008.

© Башкирский государственный

педагогический университет,2008.

^

Пояснительная записка



Изучение теории культуры как учебной дисциплины предметной подготовки предусматривается Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Она способствует уяснению места теории культуры в культурологическом знании, позволяет студентам уяснить многообразие и специфику предмета и методов культурологии. Теория культуры опирается на введение в профессию, отечественную историю, философию и способствует уяснению материалов по дисциплинам «История культурологических учений», «История культуры зарубежных стран и регионов», «История культуры России», «Социология культуры», «История религий», «Прикладная культурология».

^

Цели и задачи дисциплины


В связи с тем, что дисциплина «Теория культуры» относится к блоку, формирующему общепрофессиональные компетенции студентов-культурологов, ее основной целью является формирование и развитие как теоретических знаний по основным аспектам культурологии, так и необходимых практических навыков организации и проведения теоретического исследования различных аспектов формирования, развития и функционирования культуры, ее структуры и элементов. Задачи дисциплины предполагают овладение студентами умениями представлять значение культуры в жизни общества и человека, ее типы и формы; определять содержание основных культурологических понятий, выявлять значение и специфику функционирования различных элементов культуры; представлять основные функции культуры; понимать механизмы функционирования актуальной культуры и культурной памяти. По изучению курса студенту следует знать и уметь использовать основные концепции теории культуры, уметь описывать и интерпретировать культурные характеристики моноэтничных и полиэтничных, моноконфессиональных и поликонфессиональных социумов и социальных подсистем, обеспечивающих культурную деятельность индивидов, уметь анализировать роль государства в регуляции культурной жизни.

Дисциплина ориентирует студентов на научно-исследовательские, прикладные, управленческие и культурно-образовательные виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

1) В научно-исследовательской деятельности: проведение научных исследований в области истории, теории производства и трансляции культурных форм, сохранении и освоении культурного и природного наследия; изучение российского и зарубежного научного опыта по тематике исследования; выбор и апробирование методов исследования и оценка их репрезентативности и достоверности; планирование и самостоятельное выполнение исследования; составление его описания и интерпретация результатов; внедрение результатов исследования в практику.

2) В организационно-управленческой деятельности: работа по реализации социальной функции культуры, организационное обеспечение ведущих направлений государственной и общественной деятельности в социально-культурной сфере, осуществление принципов и направлений культурной политики, консультативная деятельность: сбор, анализ, обработка и представление исходных данных для проведения экспертиз и консалтинга.

3) В культурно-образовательной деятельности: реализация коммуникативной и дидактической функций культуры, разработка различных форм образовательной и просветительной работы с целевыми аудиториями и их адаптация к конкретным условиям; формирование и реализация культурно-образовательных программ на основе использования диверсифицированных качественных методов работы в разных учреждениях и организациях с различными возрастными, профессиональными и социальными группами населения.

^

Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать: предмет теории культуры; различия между обыденным и научным пониманием культуры; соотношение культуры и общества на различных стадиях его развития; структуру и функции культуры; принципы типологии культуры; социодинамику отношений культуры и природы, культуры и языка; специфику культуры различных социальных групп; отношения культуры и личности в различных исторических условиях; соотношение культуры и цивилизации; многообразие видов культурных практик, их единство и различия; формы и методы межкультурной коммуникации; ведущие теории и подходы в теоретическом осмыслении культуры; представлять значение культуры как образа жизни и результата жизнедеятельности; ценностей, норм, средств и способов коммуникаций.

уметь: характеризовать основные задачи теории культуры как специальной гуманитарной дисциплины; анализировать проблемы генезиса и морфологии культуры, выявлять специфику культуры познания и отражения мира в науке, философии, религии; выявлять специфику конкретных видов культуры; анализировать типологию культуры (региональная, историческая, социально-сословная, стилевая); выявлять и показывать специфику локальных цивилизаций и субкультурных образований; отслеживать динамику культуры; профессионально свободно владеть и уметь пользоваться понятийным аппаратом теории культуры (авангардизм, агрессивность, адаптация социокультурная, «азиатский способ производства», академизм, аккультурация, аккумулирующая функция, аксиология, актуальная культура, анимизм, антропоморфизм, архетип, аскетизм, барокко, благотворительность, богемность, взаимодействие культур, возрождение культуры, возрождение в европейской культуре, воспитательная функция культуры, время как фактор культуры, герменевтика, государство в функции институтов культуры, государственная культурная политика (смена стилей, упрощение и упадок, цикличность, традиционализм, фундаментализм), гуманизм, гуманистическая функция культуры, деятельность культурная, диахронический анализ, динамика цивилизации (восточных, западной), доиндустриальное общество, духовная культура, духовное производство, заимствования культурные, западный индивидуализм, знак, игровая природа искусства, идеальный тип, идеология и культура, идолы, изображение художественное, икона, инддивид, индустриальное общество, инновация культурная, институты религиозные, институты социокультурные, интеллигенция, интеллектуализм, информационная культура, информационные технологии, искусство, ислам, историческая периодизация культуры, кальвинизм, карнавал, католицизм, классицизм, коммерциализация культуры, коммуникативная функция культуры, коммуникация культурная, компенсаторная функция культуры, контркультура, кризис культуры, культ, культура межличностного общения, культура управления, культурная память, культурная политика, культура труда, культурная экспансия, культурное наследие, культурные ареалы, культурология, личность (в восточных культурах, в западной культуре, маргинальная), лютеранство, магия, маргинальность, массовая культура, массовое общество, материальная культура, межэтническая культура, мифология, многоукладность социокультурная, модернизация, мораль, морализаторство, морфология культуры, наследие культурное, наука, национальная культура, национализм, нация как социокультурная общность, нормы культурные, образ, образование и культура, обычай, отчуждение, педагогическая культура, письменность, планирование культурное, плюрализм культурный, полиморфизм культуры, политическая культура, постиндустриальное общество, постмодернизм, правовая культура, православие, праздник, преемственность культурная, прогресс в культуре, протестантизм, рациональность, российская цивилизация и ее специфика, реакционные аспекты культуры, самобытность культурная, симбиоз и синтез, социализация личности, социальная культурология, средства массовой коммуникации, субкультуры, типология культур, традиция культурная, управление культурой, учреждения культуры, фольклорная культура, функции культуры, христианство, художественная культура, ценности, цивилизация, экономическая культура, эмпирический подход к изучению культуры, эсхатология, этноцентризм, язык как явление культуры, языки межэтнического общения).

владеть навыками самостоятельной организации исследования теоретических проблем культуры; методикой культурологических исследований; навыками анализа различий в понимании культуры как отражения ее многообразия; навыками классификации основных функций культуры; навыками типологизации культур по генезису, носителю и видам деятельности.

На очном отделении изучение курса теории культуры рассчитано на 144 часа учебного времени – 76 часов в первом семестре (38 аудиторных и 38 внеаудиторных часа, завершающихся зачетом) и 68 часов во втором семестре (28 аудиторных и 40 внеаудиторных часов, завершающихся экзаменом по всему курсу).

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


№ темы

Название темы

Количество часов

Лек-ций

Практических

СРС

^ 1-й семестр

1.

Культурология как наука. Место культурологии в системе наук.

2

2

4

2.

Культура как социальное явление: ее сущность, функции и роль в жизни общества


4


4


8

3.

Актуальная культура и культурная память. Реакционные аспекты культуры.


4


2


6

4.

Культура и природа.

2

-

2

5.

Культура и цивилизация. Формирование западного и восточного типов менталитета.


4


2


6




Религия в системе культуры.

4

2

6

6.

Элитарная и массовая культура

4

2

6




ИТОГО за первый семестр:

24

14

38


^ 2-й семестр

7.

Молодежная субкультура в системе культуры

4

2

6

8.

Основные виды культуры в современном обществе: экономическая культура


2


2


4

9.

Основные виды культуры в современном обществе: политическая культура


2


2


6

10.

Основные виды культуры в современном обществе: правовая культура


2


2


4

11.

Основные виды культуры в современном обществе: культура межличностного общения


2


2


5

12.

Основные виды культуры в современном обществе: педагогическая культура


2


2


5

13.

Основные виды культуры в современном обществе: информационная культура


2


2


10

14.

Культура управления и управление культурой


2


2


6




ИТОГО за второй семестр:

14

14

40



^

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Антология мировой философии: В 4-х т.–М.,1969-1972.

  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. –М.,1993.

  3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М.,1992.

  4. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. –М.,1998.

  5. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

  6. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. –М.,2000.

  7. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.В.Попова. –М.,1996.

  8. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. –М.,1999.

  9. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. –М.,1999.

  10. Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. –СПб.,2001.

  11. Коган Л.Н. Теория культуры. –Екатеринбург, 1993.

  12. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.

  13. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. –М.,2001.

  14. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. –М.,2003.

  15. Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2-х т. –СПб.,1998.

  16. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В.Драча. –Ростов-н\Д.,2000.

  17. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьяна. –М.,1999.

  18. Культурология. Учебное пособие/ Под ред. С.А.Хмелевской. –М.,2002.

  19. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. –М.,2000.

  20. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

  21. Левяш И.Я. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов. –Минск, 2001.

  22. Мамонтов С.П. Основы культурологии. -М., 1994. -

  23. Морфология культуры: Структура и динамика / Под ред. Э.А. Орловой. -М., 1994.

  24. Немировская Л.З. Культурология: Учебное пособие. –М.,1996.

  25. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. –М.,2003.

  26. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. –М.,1998.

  27. Розин В.М. Введение в культурологию. –М.,1994.

  28. Розин В.М. Культурология: Учебник. –М.,2002.

  29. Самохвалова В.И. Культурология. - М., 2002.

  30. Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. –М.,1998.

  31. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. –М.,2001.

  32. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

  33. Тейяр де Шарден Феномен человека. - М., 1987.

  34. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М., 1995.

  35. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В.Драча. –Ростов-н\Д., 1996.

  36. Философский энциклопедический словарь. -М., 1988.

  37. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М.,2000.

  38. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

  39. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М., 1993.

  40. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

  41. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980.

  42. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. – М., 1993.

  43. Шендрик А.И. Теория культуры. – М., 2002.

  44. Шлейермахер Ф. О религии. - М., 1995.

  45. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1988.

  46. Энциклопедический словарь по культурологии. –М.,1997.

  47. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

  48. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1997.


Тема I. Культурология как наука.

Место культурологии в системе наук.


Многоаспектность и разносторонность использования понятия «культура» в обыденном сознании и различных сферах научной деятельности.

Рассмотрение проблематики культуры в античности и средневековье. Немецкое просвещение и его значение для становление науки о культуре.

Культура как понятие, относится ко всему, что создается руками и мыслью человека, что связано со всеми сторонами его многогранной жизни. Несводимость культуры к искусству.

Различия в понимании культуры как отражение ее многообразия. Философский, гуманитарный, социологический и культурологический подходы к изучению культуры. Основные задачи теории культуры: изучение ее структуры и динамики, многообразия и специфики различных. Социальные функции культурологии, взаимодействия между различными науками, исследующими культуру.

Методы культурологических исследований.


П л а н с е м и н а р а п о т е м е 1


  1. Специфика представлений о культуре в античном сознании.

  2. Специфика представлений о культуре в средневековом сознании.

  3. Немецкое просвещение и его вклад в развитие культурологии.

  4. Теория культуры в системе наук о культуре.

  5. Методы культурологических исследований.
^

Литература к семинару





  1. Античность в культуре и искусстве последующих веков. – М., 1984.

  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М., 1994.

  3. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие культуры. Опыт русской культурологии середины Х1Х и начала ХХ века. – М., 2000.

  4. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур.- М., 1998.

  5. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций. –Уфа,2004. Лекция 1.

  6. Библер В.С. На гранях логики культуры. – М., 1997. Введение в культурологию (под ред. В. Сапрыкина).-М., 1995.

  7. Введение в культурологию (под ред. Е.В.Попова)- М., 1996.

  8. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. – М., 1998.

  9. Гуркин А.Б.и др. Культурология. – СПб,,1993.

  10. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. -Ростов-на-Дону, 1979.

  11. Добрынин В.И. и др. Культурология. – М., 1993.

  12. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996.

  13. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – Л., 1991.

  14. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры.- СПБ., 1997.

  15. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. -М., 1987. Гл.1.

  16. Клакхон С., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. - М., 1992.Вып.2.

  17. Кребер А, Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций.- М., 1992.

  18. Культурология. XX век. Антология". -М., 1995.

  19. Левинас Э. Философское определение культуры. Ч.1.- М.,1988.

  20. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М., 1991.

  21. Мамардашвили М. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. – М., 1982.

  22. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. -М., 1983.

  23. Межуев В.М. Как возможна философия культуры // От философии жизни к философии культуры. Сб. статей. – СПб., 2001.

  24. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

  25. Платон. Федр.

  26. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология ХХ века. – М., 1995.

  27. Сакулин П.Н. Филология и культурология. -М., 1990.

  28. Соколов Е.Г. Лекции по культурологии. -СПб., 1997.

  29. Соколов Э.В. Культурология. – М., 1994. Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1995.

  30. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. –М.,1990.

  31. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. -М., 1992.

  32. Султанов К.В. Проблемы культуры в свете социологии. -Л., 1989.

  33. Франк И. Занимательная культурология. -М., 1994.

  34. Цицерон. О природе богов. Кн. I.


Тема 2. Культура как социальное явление:

ее сущность, функции и роль в жизни общества


Понятие "культура" и его значение для определения человеческой сущности. Культура как сущностная характеристика человека.

Понятие "культура" и множественность его толкования: обыденное, этнографическое, археологическое, историческое, микробиологическое, агрономическое, философское понимание. Культура как "возделывание" природы и человека. Понятие культуры в системе категорий обществознания: ее аксиологическая, этносоциологическая и духовная трактовки. Общество и культура. Культура как содержание и результат человеческой деятельности, социальная память человечества. Удвоение мира в культуре. Связь вещественной и личностной форм культуры. Культура и понятие ценности. Методы исследования культуры.

Системный характер культуры, взаимодействие и взаимосвязь всех элементов в структуре культуры. Принципы классификации культур. Материальная и духовная культура, их историческое единство и относительная самостоятельность. Культура труда, быта и человеческих отношений как наиболее наглядные формы проявления культуры. Духовная культура как система.

Классификация основных функций культуры. Функция трансляции социального опыта. Культура как "память" человечества и средство социализации. Нормативная функция культуры. Знаковая функция культуры. Специфика языков культуры. Ценностная функция культуры. Человекотворческая функция культуры. Взаимосвязь индивидуализации и социализации в процессе развития личности. Воспитание как освоение культурного опыта.

Типологизация культур по генезису, носителю и видам деятельности. Профессиональная и народная культура. Профессиональная и общая культура специалиста.

Изменение представлений о культуре в истории человечества.


П л а н с е м и н а р а п о т е м е 2 (4 часа)


  1. Проблема человеческой сущности. Культура как сущностная характеристика человека.

  2. Понятие "культура". Основные концепции ее понимания.

  3. Природа и социальная сущность культуры.

  4. Культура как перманентно развивающаяся система. Антиномии культуры.

  5. Функции культуры.

  6. Структура культуры.


Литература к семинару


  1. Антология исследований культуры. Т.1. – М., 1997.

  2. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. -М.,1987.

  3. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда.- М., 1992. Вып.2.

  4. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций. –Уфа,2004. Лекция 1.

  5. Бенин В.Л. Три центральные категории к определению человеческой сущности // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып.2. –Екатеринбург,2004.

  6. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. -М.,1978.

  7. Выжлецев Г.П. Аксиология культуры.-СПб., 1996.

  8. Гуревич П.С. Философия культуры. -М.,1995.

  9. Давидович В.И., Жданов Ю.А. Сущность культуры. -Ростов/Дон, 1979.

  10. Емельянов Ю.Н. Основы культуральной антропологии. – СПб., 1994.

  11. Ерасов Б.С. Социальная культурология. –М.,1997. Гл. 3, 6,8.

  12. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. -С.ПБ.,1995. Введение.

  13. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. -М.,1980.

  14. Каган М.С. В вопросу о понимании культуры // Философские науки.-1989. -№5.

  15. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917).-М.,1987. Гл.1. Основные вопросы теории культуры.

  16. Клакхон С., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. -М.,1992.

  17. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. - М., 2002.

  18. Культура // Философский энциклопедический словарь.-М.,1983.

  19. Культура как социальное явление // Бенин В.Л., Десяткина М.В. Социальная философия: Учеб.пособ. -Уфа,1997.

  20. Культура как социальное явление // Очерки культуры народов Башкортостана. -Уфа,2006.

  21. Культурология (под ред. А.А.Радугина). – М., 1996.

  22. Культурология ХХ века: Антропология. Философия и социология культуры. -М.,1994.

  23. Культурология. Основы теории и истории культуры (под ред. И.Ф.Кефели).- СПб.,1996.

  24. Культурология (под ред. А.Н.Марковой).- М., 1995.

  25. Культурология ХХ века. Антология. – М., 1995.

  26. Лотман Ю.М. Статьи о типологии культуры. – Тарту, 1970.

  27. Мамонтов С.П. Основы культурологии. -М., 1996.

  28. Межуев В.Н. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. -М.,1987.

  29. Моль А. Социодинамика культуры. -М.,1973.

  30. Мыльников А.С. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. -М.,1989.

  31. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. – СПб., 2000.

  32. Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. - Новосибирск, 1990.

  33. Розин В.М. К вопросу о культурологии, ее предмете и методах // Социально-политический журнал. -1993. -№ 3.

  34. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. -Л.,1989.

  35. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. И доп. –М.,2001.

  36. Тэнасе Э. Культура и религия.- М., 1989.

  37. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М.,2000.

  38. Шор Ю. Очерки теории культуры. -Л.,1989.


Тема 3. Актуальная культура и культурная память.

Реакционные аспекты культуры.


Расширение культурного поля – постоянный и объективный процесс. Безграничность культуры в рамках жизни одного человека. Избирательность в подходе к наследованию социокультурных ценностей.

Понятия "актуальная культура" и "культурная память". Специфика культурной памяти. Реакционный аспект культуры. Актуальная культура, ее сущность и специфика. Структура актуальной культуры и ее компоненты: общечеловеческие ценности; национальное классическое наследие; культурные ценности социальной группы; современный культурный поток; достижения культуры, не воспринятые при жизни их создателей и обогатившие культуры последующих поколений. Диалектика актуальной и потенциальной культуры.

Программа общеобразовательной средней школы как модель актуальной культуры общества.

Понятие "профессиональная культура". Профессиональная культура педагога.

Общечеловеческое и национальное в культуре. Специфика культуры полиэтнических регионов. Сословно-классовое в культуре. Маргинальная субкультура, специфика ее формирования и функционирования.

Понятие "массовая культура". Специфика сосуществования и взаимовлияния различных видов культуры. Информация - основа существования современной культуры. НТР в информационной сфере и культурные процессы в обществе. Средства массовой информации и их возможности по манипулированию общественным сознанием.


П л а н с е м и н а р а п о т е м е 3


  1. Избирательность как объективная необходимость наследования социокультурных ценностей.

  2. Содержание понятий "актуальная культура" и "культурная память".

  3. Реакционные аспекты культуры.

  4. Структура актуальной культуры и специфика освоения ее элементов.


Литература к семинару


  1. Актуальная культура и культурная память // Бенин В.Л., Десяткина М.В. Социальная философия: Учеб. пособ. -Уфа,1997.

  2. Античность в контексте современности - М., 1990.

  3. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. - М.,1997.

  4. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций. –Уфа,2004. Лекция 4.

  5. Бенин В.Л. Содержание общеобразовательных программ в контексте понимания специфики актуальной культуры // Культура и образование. Сб. статей. Вып.1. –Уфа,1999.

  6. Бенин В.Л. Специфика актуальной культуры и содержание программ общеобразовательной школы // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. –2000. -№ 2 (4).

  7. Бенин В.Л. Стандарты общеобразовательных программ в контексте специфики актуальной культуры. // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып.4. –Екатеринбург,2001.

  8. Библер В.С. ХХ век и диалогический смысл культуры. -М.,1989.

  9. Гачев Г. Национальные образы мира (К анализу национальных особенностей и национального своеобразия в культуре) // Вопросы литературы. -1987. -№ 10.

  10. Гвардини Р. Конец нового времени// Феномен человека. Антология. - М., 1993.

  11. Гулыга А.А. Искусство в век науки. -М.,1978.

  12. Ерасов Б.С. Социальная культурология. –М.,1997. Гл.14.

  13. Ефимов Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор и культура. -Л.,1989.

  14. Иконникова Л.Н. Диалог о культуре. -Л.,1981.

  15. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – М., 1974.

  16. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э.Избранное. Опыт о человеке. - М., 1998.

  17. Лики культуры // Культурологический альманах. Начала высшей культуры. -М., 1994.

  18. Лихачев Д.С. Заметки о русском. -М.,1984.

  19. Национально-культурная специфика поведения. -М.,1977.

  20. Райнов Б. Массовая культура. -М.,1979.

  21. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. – М., 1989.

  22. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. – М., 1980.

  23. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М.,2000.

  24. Шапко В.Т. Актуальная культура (проблемы исследования) // Политика и культура. -Екатеринбург,1991.

  25. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. -М., 1993.

  26. Шермухамедов С.К. К вопросу о культуре межнационального общения // Философские науки. -1990. -№ 8.

  27. Шестаков В. Мифология ХХ века. - М., 1988.

  28. Этнические стереотипы поведения. -М.,1985.


Тема 4. Культура и природа.


Взаимодействие культуры и природы как одна из основных тем культурологического анализа. Природоцентристские концепции культуры. Природа и человек: аспекты взаимодействия.

Н.А.Бердяев о техническом и природно-органическом элементах культуры. Враждебность природы и культуры как проблема. Организм и организация - сопоставление понятий и принципов.

Отчуждение от природы в современной культуре. Языческий и библейский взгляды на природу. Проблема гармонизации отношений природы и культуры. Экологизация сознания как развитие культуры природопользования.

Природа и культурная традиция.

Природа как объект художественной культуры.


Литература по теме


  1. Атфильд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.,1990.

  2. Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и Новое время. -М.,1988.

  3. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. -М.,1988.

  4. Барт Р. Мифология.- М., 2000.

  5. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. -1989. -N 2.

  6. Бессонов Б.И. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Философские науки. -1988. -№ 1.

  7. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. -М.,1984.

  8. Василенко Л. Отношение к природе: "традиция управления" и "традиция сотрудничества" // Вопросы философии. -1987. -№ 7.

  9. Вернадский В.И. Природа и общество. -М.,1968.

  10. Генон Р. Кризис современного мира. – М.,1991.

  11. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. -М.,1989.

  12. Зинченко В.Г. Наука - неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. -1990. -№ 1.

  13. Кузнецов М. Учение В.И.Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества // Вопросы философии. -1988. -№ 3.

  14. Иващенко А. Земля // Новый мир. -1986. -N 1.

  15. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

  16. Моисеев Н.Н. Рациональное общество и экология // Социально-политический журнал. -1993. -№ 3.

  17. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. -М.,1990.

  18. Моисеев Н.Н., Фролов И.М. Высокое соприкосновение // Вопросы философии. -1984. -N 9.

  19. Наука, техника и культура. Проблемы гуманизации и социальной ответственности. Материалы круглого стола // Вопросы философии. -1989.-№ 1.

  20. Ойзерман Т.И. Гуманистическая альтернатива "техническому" пессимизму // Культура, человек и картина мира. -М.,1987.

  21. Поздняков Э.А. Философия культуры. –М.,1999. Гл.1. Физические предпосылки культуры.

  22. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. - М., 1996.

  23. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. –М.,2001.

  24. Степник В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. -1989. -№ 10.

  25. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек. -М.,1986.

  26. Философские проблемы культуры. -М.,1984. Гл.3, п.2.

  27. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М.,2000.

  28. Фрейд З. Тотем и табу. – М., 1992.

  29. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.

  30. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.,1990.


Тема 5. Культура и цивилизация.

Формирование западного и восточного типов менталитета.


Историзм как метод исследования культуры. Типы культуры как социально-исторические ступени развития общества.

Проблема культуры в философии XIX-XX вв. Марксизм о культуре как двуедином процессе "опредмечивания и распредмечивания". Формационный подход к развитию культуры. Теории культурно-исторических типов и "локальных цивилизаций" (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин). Эволюционизм и диффузионализм в культурологии (Э.Тайлор, Д.Фрэзер, Л.Морган). Структурно-функциональная концепция культуры (Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Т.Парсонс). "Идеальные" типы культуры М.Вебера. Психологические концепции культуры З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фромма.

Проблема взаимодействия и взаимопроникновения культур. Формирование западного и восточного типов культуры. Проблема моделирования культурно-исторических типов менталитета.

Культура общинно-родового строя. Культуры древних цивилизаций Европы и Азии: формирование двух типов менталитета.

Протестантизм и формирование буржуазного менталитета. Буржуазные революции: распространение феодальных привилегий на всех членов общества. Традиционализм в традициях культур Востока. Интегративная тенденция в культуре.

Россия в диалоге культур Запада и Востока.


П л а н с е м и н а р а п о т е м е 5


  1. Типы культуры как социально-исторические ступени развития общества.

  2. Формационный и цивилизационный подходы к развитию культуры.

  3. Проблема соотношения культуры и цивилизации: подходы, концепции, аргументация.

  4. Характерные черты формирования восточного типа менталитета.

  5. Характерные черты формирования западного типа менталитета.

  6. Россия в диалоге западного и восточного типов менталитета.


Литература к семинару


  1. Бенин В.Л. Социокультурные детерминанты западного и восточного менталитетов // Социокультурные ценности западного и восточного миров. Сб. статей. –Уфа,2000.

  2. Бенин В.Л. Социокультурные детерминанты конфликта западного и восточного менталитетов // Единство и многообразие социальных конфликтов. –Москва-Ярославль,2001.

  3. Бердяев Н.А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. -С-Пб.,1992.

  4. Бессонов Б.А. Российская цивилизация. - М.,1997.

  5. Библер В.С. Цивилизация и культура. - М., 1993.

  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  7. Гудожник Г.С. Материальные основы многообразия цивилизаций // Вопросы философии. -1988. -№ 4.

  8. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. -М.,1993.

  9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -Л.,1990.

  10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.,1991.

  11. Дилигинский Г.Г. Культура и цивилизация // Вопросы философии. -1991. -№ 3.

  12. Ерасов Б.С. Социальная культурология. –М.,1997. Гл.13.

  13. Запад и Восток: традиции и современность. -М., 1993.

  14. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. -М.,1979.

  15. Капустин Б.Г. Европейская и российская цивилизации: произойдет ли встреча // Мировая экономика и международные отношения.-1992.-№ 4.

  16. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870 -1917. -М.,1987.

  17. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997.

  18. Конрад Н.И. Запад и Восток.- М., 1972.

  19. Культурный прогресс: философские проблемы. -М.,1984.

  20. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. -М.,1987.

  21. Мельников А.С. Основы исторической типологии культуры. -Л.,1979.

  22. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: К постановке проблемы. –Новосибирск,1994.

  23. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М., 1997.

  24. Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад. –Ростов/Дон,1995.

  25. Россия и Запад: взаимодействие культур (Круглый стол) // Вопросы философии. -1992. -№ 12.

  26. Российская ментальность // Вопросы философии. - №11. 1994. Русская идея (сост.М.А.Маслин).- М., 1991. Соловьев В.С. Русская идея // Россия глазами русского. – СПб., 1991.

  27. Соловьев В.С. Русская идея // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. -С_Пб.,1991.

  28. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. –М.,2001.

  29. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. -1990. -№ 12.

  30. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. -Л.,1978.

  31. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М.,2000.

  32. Фромм Э. Иметь или быть? -М.,1986.

  33. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. №1.

  34. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Россия глазами русского. – СПб., 1991.

  35. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова Н.А. Народы. Расы. Культуры. -М.,1985.

  36. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

  37. Шубарт В. Европа и душа Востока. - М., 1997.

  38. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. -М.,1996.



^

Тема . Религия в системе культуры



Религия как социокультурное явление.

Религия как система. Признаки религии: организационный, обрядовый, содержательный, субъективно-личностный, этический.

Теории происхождения религии. Идея богоданности веры. Материалистическая теория (Ксенофан Колофонский, Демокрит, Петроний, Л. Ванини, Т.Гоббс, Б.Спиноза, П.Гольбах). Теория обмана (Монтескьё, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах).

Религиозная деятельность как часть общественной духовной деятельности. Внекультовая и культовая религиозная деятельность.

Понятие «религиозная культура» (Н.Яблоков).

Конфессиональная структура современного мира. Мировые религии, национальные религии, секты.

Языческие типы культуры. Конфуцианский тип культуры. Конфессиональные типы культуры. Буддийский тип культуры. Христианский тип культуры, его православный, католический и протестантский варианты. Мусульманский тип культуры.

Соотношение религии, знания, нравственности и искусства.

Проблема веры и знания, их соотношение в гуманитарном знании.

Понятие светской и религиозной культуры. Элементы религиозной культуры в светской культуре (обряды, праздники, их нравственно-этический смысл и значение).

Соотношение религии и нравственности.

Искусство и религия.


П л а н с е м и н а р а п о т е м е


  1. Религия как социокультурное явление; её специфика, элементы и структура (религи-озное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные ин-ституты). Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, культуротранслируюшая, регулятивная, интегративная, легитимизирующая.

  2. Признаки религии и основные теории её возникновения.

  3. Основные конфессиональные типы культуры.

  4. Связь религии и морали в различных конфессиональных типах культуры.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ


Практическое задание № 1 к семинару по теме:
Просмотров: 3094 | Добавил: suposte | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

[ Архив записей ]

[ Друзья сайта ]
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz