Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
 
Главная » 2013 » Март » 24 » None
20:27
 

None

Коммуникативный блок. В нем решаются задачи дидактического общения посредством текстового обмена. Это общение реализуется в формах электронных семинаров, консультаций и т.д. Сюда также включаются дистанционные практикумы, лабораторные работы и т.д. Аналогом этого блока в традиционном очном варианте выступают, например, консультации, а также семинары, которые, в свою очередь, являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех типов учебных дисциплин.

Часто говорят: чтобы написать учебник, нужно глубоко знать свой предмет и обладать талантом писателя. Однако жизнь показывает, что этого недостаточно. Многие авторы-разработчики не учитывают, к сожалению, правило: "Без излишней траты умственных сил" (Рене Декарт). Если мы хорошо и разбираемся в чем-то, то нам трудно порой представить, что ощущает человек, не обладающий нашими знаниями. В результате, теряется "контакт" с читателем, создаются учебники, похожие на запутанный лабиринт. Надо стараться поставить себя на место тех, кому ничего или почти ничего не известно о предмете публикации. Такой прием помогает взглянуть на свой учебник со стороны, увидеть его в новом свете. Улучшая "понимаемость" материала, автор минимизирует интеллектуальные затраты студента и тем самым повышает производительность его труда.

Учебник – это средство визуальной коммуникации. Он предназначен для передачи сообщений, которые воздействуют на мозг студента и порождают в нем сложные процессы обработки, отбора и закрепления информации. Чтобы увеличить коммуникативную мощь сообщения, нужно знать и уметь использовать эргономические правила. Эти правила позволяют выбрать надлежащую организацию текста, провести грамотную структуризацию учебного материала. Они лежат в основе многочисленных норм издательского дизайна, позволяют придать сообщению визуальную привлекательность. Но самое главное – они дают возможность эффективно регулировать сознательные и бессознательные процессы, протекающие в мозгу читателя, повышая их эффективность и продуктивность. Использование научно обоснованных и эффективных эргономических приемов позволяет облегчить и сделать более производительным умственный труд учащихся.

Как эргономически улучшить параграф (или пункт темы)? На основании анализа ряда авторских текстов различных дисциплин было замечено, что большинство авторов пишут длинные параграфы (пункты тем), доходящие до 3-5 страниц печатного текста. Хотя большинство таких длинных параграфов содержат, в свою очередь, несколько законченных смысловых частей (фрагментов) текста, которые сами могут являться самостоятельными небольшими параграфами (или подпараграфами). Актуальность поставленного вопроса заключается и в том, что в таких больших параграфах (пунктах) плохо различимы смысловые фрагменты, они как бы сливаются в единый нерасчлененный массив текста из-за отсутствия между ними выразительных границ (смысловых пауз). Такой учебный материал неудобно читать и воспринимать содержание текста учащимися.

Научный стиль характеризуется насыщенностью фактическим материалом, точной и сжатой информацией и рассчитан на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие. Научное произведение в основном состоит из цепи рассуждений и доказательств. Научно-популярный и учебно-научный же стили включают не только признаки научного стиля, но и особенности, присущие публицистическому и художественному стилям. И в основном это касается использования в научно-популярном стиле выразительных средств языка (сравнения, иносказания, фразеологизмы, перифразы, метафоры, меткие выражения, сопоставления и др.), а также синтаксические особенности предложений.

Еще в XVII веке Я.А.Коменский сформулировал принцип наглядности: «…все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». Чувственное восприятие означает восприятие изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимися. А вот как определял принцип наглядности К.Д.Ушинский: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания».

Однако эти стороны должны быть отражены правильно, адекватно, то есть быть изоморфны изучаемому явлению. Для того чтобы сделать средства обучения наглядными, необходимо выделить основные свойства изучаемого явления (то есть превратить его в модель), правильно, адекватно отразить эти свойства (то есть сделать модель изоморфной изучаемому явлению) и, кроме того, обеспечить доступность этой модели для учащихся. Таким образом, изоморфизм и простота рассматриваются как отличительные признаки наглядности.

Изобразительные и условно-графические средства наглядности (таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы, репродукции картин, фотографии ученых, живопись, аудиовизуальные средства и т.д.), являющиеся составными элементами печатных и электронных учебных материалов, играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся. От наглядности, доходчивости, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, понимание ее, усвоение и закрепление полученных знаний.

2) в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции". Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта (об этом говорилось выше), то при использовании компьютерных технологий становится возможной интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если это необходимо.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно – высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения. Благодаря этому преимуществу облегчается переход к дедуктивной логике учебного процесса.

Таким образом, требования обеспечения наглядности в случае использования электронного учебного материала могут и должны быть реализованы на принципиально новом, более высоком уровне. В перспективе, когда получат большее распространение системы виртуальной реальности, обеспечивающие воздействие на зрение, слух, осязание и даже обоняние, по-видимому, целесообразнее будет говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения, т.е. чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее процесс познания. Вместе с тем, несмотря на всеобщее признание высокой значимости принципа наглядности обучения, в науке практически отсутствуют теоретические основы создания педагогически эффективных наглядно-образных представлений для электронных учебников.

Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Все диктуется содержанием и характером теоретического учебного материала. Если автор в состоянии заменить, например, какой-то теоретический абзац соответствующим видом иллюстрации, то это хорошо; а если сможет переложить все словесно-теоретическое изложение курса на одни картинки, то еще лучше (если такое возможно). Перефразируя пословицу, можно сказать и так: "Лучше увидеть один раз иллюстрацию, чем долго читать скучный печатный или электронный текст".

Действительно, овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Вот почему педагоги стремятся задействовать различные органы чувств (анализаторы): слуховые, зрительные, двигательные и др. И чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был доступным, логически взаимосвязанным, правильно понятым, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, аудио- и видеофрагменты.

Хорошо оформленный, понятный, богато иллюстрированный учебный материал вызывает определенные положительные эмоции, оказывает влияние на его общее состояние. Положительные эмоции повышают интерес к предмету. При наличии интереса, потребности в овладении учебной информацией активизируется вся психическая деятельность: усиливается концентрация и интенсивность внимания, обостряются чувствительность и наблюдательность, повышается готовность памяти и обеспечивается легкость протекания мыслительных процессов, а, следовательно, и восприятия учебного материала. При отсутствии положительной мотивации учебная деятельность замедляется, возникают барьеры на пути восприятия и понимания учебного текста.

Наглядность таблицы во многом определяется компактным расположением материала, облегчающим сопоставление и противопоставление сравниваемых объектов (признаков, фактов, явлений, событий, персоналий, документов, героев, темпераментов, процессов, тем и др.). При этом сопоставляемые элементы таблицы желательно располагать друг под другом (в столбик), противопоставляемые – рядом (по горизонтали).

К условно-графической наглядности относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки. Они используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор раскрывает явления в его логической последовательности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует знания.

Возможность выборочного использования фрагментов анимации или видеокадров очень удобна для пояснения теоретических положений учебного материала. Предположим, имеется фрагмент анимации, состоящий из трех рисуночных кадров, иллюстрирующих смысловое содержание какого-нибудь абзаца. В ходе чтения данного абзаца последовательно вызываются на экран три рисуночных кадра. В случае необходимости обучаемый может приостановить на любое время тот или иной анимационный кадр. По ходу изучения теоретического материала обучаемому можно в качестве иллюстрации выдавать из арсенала анимационных кадров или видеоряда проблемные вопросы, сравнительные таблицы, блок-схемы, две фотографии (для сравнения) и т.д.

Для динамических иллюстраций-моделей необходимо еще написать небольшой сценарий "движения", т.е. алгоритм его перемещения по экрану. Алгоритм – это предписание, точным образом фиксирующее способ выполнения чего-либо. Требуется строгое определение каждого промежуточного шага к достижению решения. Конечно, алгоритм – менее универсальное средство, чем прием написания сценария. Для описания простых анимационных иллюстраций достаточно и алгоритма. Но при описании сложных динамических объектов необходимо прибегнуть к сценарию. Сценарий, в отличие от алгоритма, описывает не только части графической иллюстрации, но и взаимосвязи между его частями, место расположения учебной информации на экране монитора, указывает цвет, звук, размер символов, шрифт и многое другое.

Рис. 14. Брестскиймир

В усвоении учебного материала велика роль чувственного и наглядного отражения, то есть соблюдения дидактического принципа наглядности – предметной, изобразительной и условно-графической. Именно правильная организация восприятия материала во многом обеспечивает его понимание, осмысление, предупреждение возможного последующего зазубривания. Иллюстрации, выраженные в репродукциях, таблицах, схемах, блок-схемах, картосхемах, диаграммах, а также в виде анимации, аудио- и видеоряда и т.д., помогают создавать мысленные образы, способствующие пониманию учебного текста и запоминанию необходимых сведений.

* См. извлечения из ГОСТ 7.32-91, имеющие отношение к регламентации представления академических работ:

2.1. Аннотация (в соответствии с ГОСТ 7.0-77) - краткая характеристика произведения печати с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер…

3.4.1. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеются) и заключение с указанием номеров страниц…

3.5.1. Перечень сокращений. …Малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка…

3.9. Список использованных источников. Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении работы…

4.11. Перечень сокращений, условных обозначений, символов должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, справа - их детальную расшифровку.

4.12. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источник в тексте и нумеровать арабскими цифрами с точкой…

4.2.3. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц книги.

* См. извлечения из ГОСТа 7.32-91, имеющие отношение к регламентации академических работ:

4.1.9. Наименования структурных элементов "Содержание", "Аннотация", "Введение", "Литература", "Список использованных источников", "Перечень сокращений…" и др. служат заголовками структурных элементов…

4.1.10. Заголовки структурных элементов печатного материала и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

4.1.11. Заголовки подразделов (или тем и глав) и пунктов (параграфов) следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце.

4.1.12. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

4.1.13. Расстояние между заголовками структурных элементов и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3 интервалов (одинарных).

* См. извлечения из ГОСТ 7.32-91 (в том числе ГОСТ 7.1), имеющих отношение к регламентации академических работ:

4.8.2. Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например: "…в раздел 4", "…по п. 3.3", "…в подпункт 2.3.4, перечисление 3", "…по формуле (2)", "…на рис. 8", "…в приложении 6".

Если в курсе одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, следует при ссылках писать "на рисунке", "в таблице", "по формуле", "в уравнении", "в приложении".

6[1] См.: Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.Преподавателю при подготовке текста целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Создание электронного учебного текста производится в текстовом редакторе MS Word. При этом можно использовать инструментальные средства создания рисунков, редактор формул, возможности вставки изображений и т.п. Каждая минимальная логическая часть текста (например, подпараграф) должна представлять собой отдельный файл, а все созданные файлы следует разместить в одном каталоге, имеющем, если необходимо, подкаталоги. При структурировании текста следует учитывать, что размер каждого файла должен быть таким, чтобы при отображении его в web-браузере он не занимал более 3-4 экранов. Обычно это соответствует 2-3 страницам текста в doc-файле при размере шрифта 12.

2. Создание необходимых гипертекстовых ссылок, устанавливающих связи как между отдельными разделами (темами), так и с необходимыми ресурсами Интернет. Это очень простая операция, реализуемая щелчком "мыши" по иконке "Добавить гиперссылку" на панели инструментов MS Word. Предварительно фраза, слово и т.п., от которой делается ссылка, должны быть выделены. Файл, с которым устанавливается связь, должен уже существовать в созданном каталоге пособия.

Этим и заканчивается работа с текстом материала на рассматриваемом подготовительном этапе. Тем не менее, если преподаватель намерен самостоятельно создавать ресурс, необходимо совершить еще одно действие.

3. Операция, которую проводит преподаватель, – это преобразование текста в HTML-формат. Для этого в меню "Файл" необходимо выбрать режим "Сохранить как…", в окне "Сохранение документа" в поле "тип файла" установить "HTML-документ". В результате этой операции будет создан файл *.html. При этом все формулы, написанные в редакторе формул MS Word, будет автоматически преобразованы в файлы-изображений формата gif (имена этих файлов по умолчанию "image *.gif, где * – порядковый номер 1,2,3…). В заключение скопируйте все html и gif – файлы с соблюдение структуры каталогов пособия и передайте материал администратору сервера, на котором предполагается размещение электронного учебного материала.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких частей состоит инвариантная структура учебного материала СУМИК и какие основные элементы входят в эти части?

2. Что такое базовый показатель учебного курса и как от него зависят все остальные нормативы построения учебного курса?

3. Что такое «понятие», «термин», «определение»?

4. Перечислите основные параметры, по которым оценивается текст учебника.

5. Что такое гипертекст, гиперссылки и гипермедиа?

Просмотров: 330 | Добавил: suposte | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

[ Архив записей ]

[ Друзья сайта ]
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz