Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
 
Главная » 2013 » Март » 24 » Статья по теме: Системно-деятельностный подход У�
11:57
 

Статья по теме: Системно-деятельностный подход У�

(слайд №1)

Системно – деятельностный подход:
УМК «Перспектива» в редакции 2011г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я учитель первого класса. Для нашей параллели были взяты УМК «Перспектива» и УМК «Школа России», более подробно я познакомлю вас с УМК «Перспектива».

Данный УМК создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого и нашли свое теоретическое и практическое воплощение.

Концепция УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. Представляет собой завершенную линию учебников

(слайд №2)

1. УМК ПЕРСПЕКТИВА реализует принципы СДП

УМК реализуют СДП через деятельностно-ориентированные принципы

1) принцип обучения деятельности

УМК основывается на совокупности нескольких технологий, позволяющих реализовать СДП в работе с учащимися:

- проблемно-диалогическая

- технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения)

- технология оценивания учебных успехов

- проектной технологии

2) принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной

2. УМК ПЕРСПЕКТИВА имеет проблемный характер изложения содержания, требующих деятельностного подхода.

-В УМК уроки открытия нового знания строятся на основе подводящего диалога, со следующей схемой построения урока:

+ этап актуализации знаний (с соответствующей системой заданий)

+ этап формулирования темы и целей урока на основании осознанного детьми противоречия (в результате созданной учителем проблемной ситуации)

+ этап первичного закрепления знаний и первичной рефлексии

+ этап самостоятельной работы и развернутой рефлексии, ориентированной на осознание индивидуального уровня учебных достижений

+ этап дифференцированного развития учебных умений

+ этап групповой или парной формы работы с

+ этап конечной (итоговой) рефлексии

3. Структура учебников обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности.

В учебниках предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах, самостоятельная работа детей. Так, например, работая с учебниками русского языка в заданной методическими рекомендациями проблемно-диалогической технологии и технологии продуктивного чтения, учитель может использовать задания учебника для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Сформулированные в учебнике задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, поиске решения проблемы, закрепления знаний, а также во время тренинговых упражнений.

Например, структура задания позволяет организовать открытие новых знаний, работая в группе, поскольку пошагово ведет детей к открытию нового («Прочитайте имена существительные. Что у них общего? На какие две группы их можно разделить? Спишите в два столбика… Какую закономерность ты заметил в написании этих существительных? Сформулируй правило самостоятельно. Как ты обозначишь эту орфограмму? .. Можно ли дописать в один столбик…? Почему? Объясни..» Задание (4 класс) позволяет организовать учителю подводящий диалог в форме фронтальной работы («Предлагаем тебе провести наблюдение и вывести один из закон русского языка… Вспомни… Напиши… Сделай вывод… Выпиши… Сравни… Что общего…?Чем отличаются? Теперь сравни? Какой вывод можно сделать? Проверь? Продолжим наблюдения. Измени…» и т.д.)

4. Есть разнообразие форм организации учебной деятельности,

представленных в УМК.

  1. Система в применении разнообразных форм организации учебной деятельности основывается на фундаментальных психолого-педагогических исследованиях и заключается в постепенном переходе от преобладающего использования форм коллективной и групповой работ, к индивидуальной самостоятельной деятельности. Такая система позволяет следовать психолого-педагогическому принципу управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации .
  1. Обеспечивает УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.

УМК полностью обеспечивает сочетание УУД

К развиваемым данным УМК УУД относятся:

- универсально-речевые умения (работа с различными видами информации)

- собственно интеллектуальные (целенаправленное развитие мыслительных операций – анализ, синтез, классификация…)

-организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия…)

-коммуникативные умения (эффективное и результативное общение в совместной деятельности)

-нравственно-оценочные умения (анализ характеров, поступков героев).

Личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами таких предметов, как литературное чтение и окружающий мир, социализация личности младшего школьника.

  1. Отражает УМК интересы и потребности современного ребенка.

Все учебники УМК ПЕРСПЕКТИВА создавались в соответствии с принципами адаптивности и психологической комфортности детей.

Например, УМК по литературному чтению отражает интересы и потребности современного ребенка через подбор текстов художественных произведений, прежде всего отечественной классики и современной детской литературы, через многообразие тематики, жанровое многообразие, включение произведений о самих детях и их сверстниках, о семье (заботе и любви к близким, взаимопонимании и взаимопомощи, совместном труде и творчестве), о друзьях и дружбе, о животных и природе, путешествиях и познании мира и самого себя …

По математике УМК основан на существующих в современной педагогической науке представлениях о последовательном переходе от таких форм мышления детей, как наглядно-образное к наглядно-схематическое и далее – абстрактному.

  1. 7. Предлагает механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личностных достижений учеников.

(слайд №3)

Методологической основой комплекса является системно-деятельностный подход.

В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников

  1. обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

В УМК «Перспектива» четыре направления:

(слайд №4)

«Я в мире и мир во мне»:

важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я» (формированию Я-концепции), которая сформирует:

  1. гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  2. восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
  3. самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
  4. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  5. осмыслит свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;
  6. научит давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;
  7. побудит к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

«Хочу учиться!»:

ребенок часто задает вопросы «зачем» и «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, и при этом:

  1. разовьёт широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;
  2. сформирует целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  3. научит организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).

«Я общаюсь, значит, я учусь»:

процесс обучения невозможен без общения. Важно строить процесс обучения на основе субъект-субъектных общений. Это сформирует:

  1. уважение к окружающим – научит слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;
  2. сформирует информационную культуру — научит получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»:

важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем. Это значит:

  1. сформировать установки на здоровый образ жизни;
  2. сформировать нетерпимость и научить противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

(слайд №5) 2 раза щелкнуть

Именно активность обучающегося признается основой достижения УУД. З Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни.

Всё это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырех видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.

Формулировка задач УМК «Перспектива» предполагает, что теоретические знания, получаемые ребенком, должны стать одним из средств формирования личности. Данный подход реализуется во всех учебниках УМК «Перспектива», но каждый предмет обладает своей спецификой.

Русский язык (слайд №6)

Особенностью академического учебника Русский язык является его коммуникативно-познавательная направленность. В системе изучение языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми УД, которые и придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Система, базирующаяся на системно-деятельностном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. Учащиеся, начиная с 1 класса, получают первые элементарные представления о системе языка.

В различных коммуникативно-речевых ситуациях происходит повышение качества речевого развития детей, для которых изучаемый язык является родным. Поэтому обучение русскому языку строится по схеме: речь — язык — речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. В рубрике «Словесное творчество» школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов.

В учебно-методический комплект по русскому языку входит рабочая тетрадь, которая поможет закрепить первоначальные орфографические и коммуникативно-речевые умения первоклассников, развить в них самостоятельность и познавательную активность. Электронные приложения к учебникам «Азбука» и РУС.ЯЗ содержат красочные анимации, задания на Р.Р., игры, словарные и проверочные работы, тренировочные упражнения.

Для осмысления правил общения важно задавать вопрос: «Как можно поступить в этой ситуации? Почему?» Данные вопросы помогут осмыслить мотивы побудившие героя к поступку , и дать оценку его действиям.

Как пример развития коммуникативных УУД можно рассмотреть такое задание.

(слайд №7)

Как можно использовать жесты, мимику, какую информацию получим глядя на героев

МАТЕМАТИКА

Содержание курса математики строится на основе:

(слайд №8)

· системно-деятельностного подхода

· системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий

· дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...», которая является педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики

В разнообразных заданиях вычислительного и исследовательского характера учащиеся одновременно с освоением знаний по математике выполняют дешифровку текстов и на доступном для них уровне знакомятся с историей развития математического знания на Руси, с историческими событиями, раскрывающими героическое прошлое нашей страны (например, датами начала и окончания Великой Отечественной войны, сражения на Курской дуге , со старинными русскими задачами. Много заданий типа:

«Расшифруй имя знаменитого древнегреческого писателя …»;

«Расшифруй высказывание великого немецкого математика Карла Гаусса …»;

«Сопоставь числам соответствующие буквы, и ты узнаешь имя выдающегося афинского полководца, …»;

«Расшифруй фамилию известного путешественника, расположив ответы примеров в порядке убывания. Чем он знаменит, и в каком веке он жил?».

«Расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь одну из народностей, населявших Древнюю Месопотамию. Какую систему письменности они изобрели?».

Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).

Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по математике соответствующей системы дидактических принципов (минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности).

Кроме того, созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которые подобраны так, чтобы поддерживать у учащихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогически приемы.

(слайд №9)

Включение заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд и вызывает у чащихся интерес.

К таким заданиям относятся: разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования, расшифровка слов, построение изображений после вычислений и т.д.

дети не просто решают вычислительные примеры на сложение и вычитание в пределах 6, а наряжают при этом елочки разноцветными шарами, выстраивая полученные ответы примеров в заданной последовательности, учащиеся одновременно имеют возможность познакомиться с увлекательной развивающей игрой. Подобные игровые задания включены практически в каждый урок курса математики «Учусь учиться» для начальной школы.

Задания создают у младших школьников положительный эмоциональный настрой, который помогает им сохранять произвольность внимания и управлять своими волевыми усилиями, предупреждая развитие утомления. Этому же служит и следующий педагогический прием, который системно используется в данном курсе.

2. Включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес.

3. Разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке.

Для снятия утомления и поддержания работоспособности детей в каждый урок включаются задания, при выполнении которых они имеют возможность переключиться с одного вида деятельности на другой.

4. Учет гендерных особенностей психологического развития детей.

Для поддержки психологической комфортности восприятия детьми учебного материала в зависимости от их гендерной принадлежности в содержании заданий и иллюстративном материале учебника в равной степени отражаются интересы как мальчиков, так и девочек.

5. Оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.

В курсе математики «Учусь учиться» реализуется многофункциональная целевая направленность заданий, позволяющая при сравнительно небольшом их количестве тренировать достаточно большую группу способностей, что снижает нагрузку на детей и существенно экономит учебное время.

(слайд № 10)

Например, при выполнении детьми восьми заданий из урока 27 в учебнике «Математика, 1 класс», ч. 1, учащиеся: 1) классифицируют по качественному признаку, 2) оперируют буквенной и числовой записями для выражения взаимосвязей между частями и целым, выражают их в речи; 3) используют в речи названия компонентов действий сложения и вычитания; 4) закрепляют состав чисел 4 и 5; 5) тренируют счет в пределах пяти; 6) используют числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания единиц; 7) соотносят множество и его количественный признак; 8) восстанавливают некоторый процесс по его схеме и фиксируют на математическом языке; 9) классифицируют и соотносят изображения пространственного тела с предметами окружающей обстановки;

По мере освоения учащимися норм учебной деятельности, понимания и принятия ими на личностно- значимом уровне социальной роли «ученика» внешние мотивы сменяются внутренними, и тем самым создаются условия для формирования у учащихся устойчивой учебно-познавательной мотивации и готовности к саморазвитию.

Как пример одного из заданий (слайд №11)

Приведенные примеры показывают, что использование перечисленных заданий способствует формированию УУД.

Также математика является полигоном для освоения логических универсальных учебных действий, которые являются частью познавательных универсальных учебных действий.

Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике.

(слайд №12)

ЛИТЕРАТУРА

Основная задача курса «Литературное чтение» – формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Для этого в учебнике используются высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление учащихся и формирует у младших школьников интерес к художественному произведению как искусству слова. Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка - обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка, в них представлена система работы с книгой как в урочной так и во внеурочной деятельности.

Обучение детей строится на коммуникативно-деятельностной основе.

Виды коммуникативных действий:

(слайд №13)

1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Распределите с одноклассниками роли. Подготовься вместе с ними к инсценированию».

2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учет позиции собеседника.

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к тексту. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».

4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т. д.

Виды регулятивных действий:

(слайд №14)

1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.

2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».

3. Контроль (волевая саморегуляция): С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.

4. Коррекция

5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет)

Дидактический материал по чтению.

(слайд №15)

В пособии «Читалочка» представлены скороговорки, чистоговорки, задания на выразительность чтения: вырази восхищение, удивление, гордость, чтение диалогов, что позволяет формировать ориентацию на партнера и учит эмоциональному отношению к героям произведения.

Тетрадь по развитию речи.

(слайд №16)

Волшебная сила слов содержит хороший дидактический материал по формированию правил поведения детей в различных коммуникативных ситуациях. Так, например, на стр. 4 предлагается определить, как строить приветствие в зависимости от ситуации и статуса того, к кому обращаешься. Глядя на усл. обозначения к заданиям делаем вывод о нацеливании на формирование УУД.

Окружающий мир

(слайд №17)

Особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Основные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС, представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», блоком «Основы безопасной жизни». Требования к результатам изучения окружающего мира включают формирование всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек.

(слайд №18)

Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества, благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета: коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный.

Основной задачей реализации содержания предмета является сформированнность у ребёнка:

- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  1. понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  2. модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  3. психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Структура заданий с вопросами или сравнения каких — либо фактов позволяет организовать открытие новых знаний: приходилось ли тебе наблюдать плохие и хорошие поступки по отношению к природе, какие деревья или кустарники ты посадил?, какими качествами должны обладать люди разных профессий? Расскажи, какую одежду носили в старину жители твоего края, какие кушанья они любили готовить?

Рубрика «Национално-региональный компонент» дает учителю конкретные ориентиры в системном отборе материала природы и культуры своего края для целенаправленного включения его в содержание того или иного урока

Рубрика «Физкультминутки» помогает учителю организовать активный отдых первоклассников таким образом, чтобы он тематически был связан с их работой на уроке. Дети с радостью и готовностью включаются в такую игру, а затем после передышки естественно возвращаются к учебной деятельности,

Рубрика «Рекомендации для занятий в семье» дает предметное основание для сотрудничества детей и взрослых. Она вовлекает взрослых в учебную деятельность ребенка так, чтобы углубить и укрепить их взаимные эмоциональные и духовные связи и тем самым способствовать плодотворному развитию и воспитанию ребенка.

Рубрика «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания курса «Окружающий мир» и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры.

Всё это позволяет формировать систему ценностей ребенка.

Курс ОБЖ формирует 3 правила безопасности:

1.Необходимо предвидеть опасность

  1. Надо стараться её избегать
  2. При необходимости следует действовать

Технология

(слайд №19)

В курсе «Технология» для ученика создаются условия для осмысления и освоения проектной деятельности, что научит ребенка самостоятельно планировать деятельность и работать с информацией.

Основной задачей предмета «Технология» является создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия.

Такой подход сформирует у младших школьников регулятивные универсальные учебные действия, сформирует конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваит элементарные приемы работы на компьютере.

Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство.

Учебник «Технология» также сопровождается раб.. тетрадью и эл. приложением.

Заключение.

(слайд №20)

Таким образом системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. И он нам поможет в таком сложном вопросе, как научить ребенка учиться. СДП помогает отследить ценностные ориентиры, нацелен на формирование гражданской идентичности и развитие личности, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Для достижения этих целей необходим учебно-методический комплекс, объединенный единой идеологией, принципами, методикой подачи материала, тематическим содержанием, навигационной системой — с этим успешно справляется УМК ПЕРСПЕКТИВА

УМК успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени. Вносятся необходимые изменения и в пособия для учителя, чтобы помочь ему в сложный переходный период и сделать работу педагога наиболее эффективной.

(слайд №21)

Просмотров: 645 | Добавил: suposte | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

[ Архив записей ]

[ Друзья сайта ]
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz